Программа комплексного развития
социальной инфраструктуры
Хангиш-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики
на период 2018 -2031годы
2017 год
Наименование программы |
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Хангиш-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики на 2018-2031 годы (далее – Программа) |
Основания для разработки программы |
Правовыми основаниями для разработки Программы комплексного развития являются: 1. Градостроительный кодекс Российской Федерации; 2. Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 3. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 года №1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов». |
Заказчик программы |
Администрация Гудермесского муниципального района Чеченской Республики г.Гудермес пр..А-Х.Кадырова,17 366208 |
Исполнители программы |
Отдел по социальным вопросам Администрации Гудермесского муниципального района Чеченской Республики г.Гудермес пр.А-Х.Кадырова,17 366208 |
Цель и задачи программы |
- обеспечение безопасности, качества и эффективности использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения; - обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры поселения для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; - обеспечение сбалансированного развития систем социальной инфраструктуры поселения до 2027 года в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры; - достижение расчетного уровня обеспеченности населения поселения услугами объектов социальной инфраструктуры в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; - обеспечение эффективности функционирования действующей социальной инфраструктуры поселения; - анализ социально-экономического развития поселения, наличия и уровня обеспеченности населения поселения услугами объектов социальной инфраструктуры; - прогноз потребностей населения поселения в объектах социальной инфраструктуры до 2027 года; - формирование перечня мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения; - оценка объемов и источников финансирования мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения; - оценка эффективности реализации мероприятий и соответствия нормативам градостроительного проектирования поселения; - предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры поселения |
Целевые показатели (индикаторы) обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры |
Развитие сети объектов социальной инфраструктуры поселения с увеличением мощностей: в области образования: - дошкольные образовательные организации – до 160 мест; в области здравоохранения: - аптеки – до 2 объектов; в области физической культуры и спорта: - стадион, спортивные площадки. |
Укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры |
Разработка проектов планировки территории и межевание земельных участков под строительство объектов социальной инфраструктуры. Разработка проектно-сметной документации по строительству и реконструкции объектов социальной сферы. Строительство новых объектов социальной инфраструктуры. |
Сроки и этапы реализации программы |
2018 – 2031 годы Первый этап – 2018-2022гг. Второй этап -2023-2031гг. |
Объемы и источники финансирования программы |
Источники финансирования: - средства бюджетов всех уровней, инвестиции: Финансирование ежегодно уточняется при формировании бюджета на очередной финансовый год. Показатели финансирования подлежат уточнению с учетом разработанной проектно-сметной документации и фактического выделения средств из бюджетов всех уровней. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Достижение нормативного уровня обеспеченности населения поселения учреждениями образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. |
Муниципальное образование – Хангиш-Юртовское сельское поселение находится в северно-восточной части территории Гудермесского муниципального района Чеченской Республики.
Хангиш - Юртовское сельское поселение граничит:
на севере – по реке Терек с Шелковским районом;
на востоке – с Азамат – Юртовским сельским поселением;
на юго - востоке - с Энгель – Юртовским сельским поселением;
на юге – с Ойсхарским сельским поселением;
на западе – с Комсомольским сельским поселением.
На территории поселения расположен один населенный пункт - село Хангиш-Юрт, которое является административным центром поселения
Расстояние до районного центра с. Гудермес – 25 км.
Расстояние до г. Грозный – 75 км.
Село Хангиш-Юрт образовано в 1870 году.
Статус и границы Хангиш-Юртовского сельского поселения установлены в соответствии с Законом Чеченской Республики от 14.07.2008 г. №47 – РЗ "Об образовании муниципального образования Гудермесский район и муниципальных образований, входящих в его состав, установлении их границ и наделении их соответствующим статусом муниципального района и сельского поселения".
Площадь Хангиш-Юртовского сельского поселения составляет 28,5 кв. км, или 4,02% территории Гудермесского района, население на 01.01.2017 года – 1031 человек, или 0,72 % районного. Плотность населения – 36,32 чел/кв. км, при среднерайонной – 203,34 чел/кв.км.
Динамика изменения численности населения Хангиш-Юртовского сельского поселения по данным статистических данных представлена в таблице 1. Численность населения поселения за период 2014-2017 год увеличилось с 936 до 1031 человек.
Таблица 2.1.
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
численность, чел. |
963 |
985 |
1013 |
1031 |
Рисунок 1. Динамика численности населения
За период с 2014 по 2017 год численность населения поселения увеличилось на 68 человек.
Система социального обслуживания Хангиш-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района формируется с учетом следующих факторов: сложившихся коммуникационных связей, экономического и социально-культурного потенциала, особенностей системы расселения и представлена следующими объектами.
Таблица 2.2.1.
Обеспеченность населения основными учреждениями социального и культурно-бытового обслуживания по состоянию на 01.01.2017 г.
Наименование учреждений обслуживания |
Единица измерения |
Проектная емкость существующих сохраняемых объектов |
|
значение |
% обеспеченности |
||
Детские дошкольные учреждения |
мест |
- |
- |
Общеобразовательные школы |
мест |
210 |
100 |
Спортивные залы |
м2 площ. зала |
- |
- |
Плоскостные сооружения |
м2 площ. |
- |
- |
Фельдшерский или фельдшерско-акушерский пункт |
Кол-во коек/посещений |
50 |
100 |
Клубы сельских поселений |
мест |
65 |
100 |
Сельские библиотеки |
тыс. единиц хранения |
0,8 |
100 |
Отделения связи |
объект |
1 |
100 |
Результаты анализа свидетельствуют о том, поселение не в полном объеме обеспеченно учреждениями социального и культурно-бытового обслуживания в целом не соответствует градостроительным нормативам.
В целом, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры в области, здравоохранения, общего образования и культуры - достаточная.
В поселении не обеспеченно населения объектами учреждений дошкольного образования и физической культуры.
Программой запланировано строительство детского сада и объектов физической культурыи спорта в с.Хангиш-Юрте. Мероприятия необходимо внести в соответствующую целевую программу.
Расчетный уровень обеспеченности детей дошкольными учреждениями в пределах 85 %, в том числе общего типа – 70 %, специализированного – 3 %, оздоровительного – 12%.
Расчетный уровень обеспеченности общеобразовательными школами следует принимать с учетом 100%-ного охвата детей неполным средним образованием (I–IХ классы) и до 75 % детей – средним образованием (X–XI классы) при обучении в одну смену.
Расчетный уровень обеспеченности внешкольными учреждениями должен составлять 10 % общего числа школьников, в том числе по видам зданий:
Дворец (Дом) творчества школьников – 3,3 %;
станция юных техников – 0,9 %;
станция юных натуралистов – 0,4 %; станция юных туристов – 0,4 %;
детско-юношеская спортивная школа – 2,3 %;
детская школа искусств или музыкальная, художественная, хореографическая школа – 2,7 % .
В сельских поселениях места для внешкольных учреждений рекомендуется предусматривать в зданиях общеобразовательных школ.
Образование и воспитание
Образовательная система – совокупность образовательных учреждений, призванных удовлетворить запросы жителей в образовательных услугах и качественном специальном образовании.
Структура образовательных учреждений состоит из:
- дошкольных образовательных учреждений;
- общеобразовательных школьных учебных заведений.
Детские дошкольные учреждения
В поселении отсутствует дошкольное образовательное учреждение.
Таблица2.2.1
Обеспеченность дошкольными учреждениями
Показатели |
Единица измерения |
Существующее положение |
Дошкольные учреждения, всего |
ед. |
0 |
В них количество мест |
место |
0 |
Численность детей, посещающих дошкольные учреждения |
чел. |
0 |
Численность детей дошкольного возраста |
чел. |
206 |
Численность обслуживающего персонала |
чел. |
0 |
Обеспеченность детей дошкольными учреждениями |
% |
0 |
Количество свободных мест |
место |
0 |
Численность детей, для которых требуются места в новых детских садах |
чел. |
145 |
Применительно к числу детей на 01.01.17 г. необходимая расчетная емкость детского сада равна 145 мест.
Общеобразовательные школы
Обеспеченность населения Хангиш-Юртовского сельского поселения услугами общеобразовательных учреждений составляет 100%.
Таблица 2.2.2.
Перечень объектов образования с указанием основных характеристик поселения
№ п/п |
Наименование |
Местоположение |
Количество мест |
Количество учащихся |
1. |
МБОУ СОШ Хангиш-Юртовского с.п. |
пер. Терский |
210 |
187 |
В поселение функционируют одна общеобразовательная школа проектной мощностью 210 мест. Школа работает в односменном режиме. Наполняемость школы в муниципальном образовании составляет 89%.
Здравоохранение и социальное обеспечение
Система здравоохранения Хангиш-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района представлена ФАПом. Обеспеченность населения услугами здравоохранения составляет 100%.
Таблица 2.2.3.
Учреждения системы здравоохранения
№ п/п |
Наименование |
Местоположение |
Количество коек/посещение |
Укомплектованность медицинскими кадрами |
1. |
ФАП |
ул.А.А.Кадырова,б/н |
40 |
100% |
В амбулаторно-поликлинических учреждениях учитывается мощность (число посещений в смену) - показатель, предусмотренный в проектной документации, а при его отсутствии определяемый как частное от деления фактически занимаемой площади на нормативный показатель площади.
Показатель объема медицинской помощи, в том числе неотложной, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, выражается в количестве посещений в расчете на 1 человека в год. Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива посещений, который составляет в среднем 9,198 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 8,458 посещения. Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, выражается в количестве пациенто-дней в расчете на 1 человека в год. Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива пациенто-дней, который составляет в среднем 0,577 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,479 пациенто-дня. Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, выражается в количестве койко-дней в расчете на 1 человека в год.
Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива койко-дней, который составляет в среднем 2,812 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,942 койко-дня.
Качественное здравоохранение способствует улучшению здоровья населения, увеличению продолжительности жизни. Благодаря совершенствованию системы здравоохранения, использованию современного медицинского оборудования, привлечению квалифицированных врачебных кадров удается улучшить качество медицинского обслуживания, добиться уменьшения заболеваемости. Первоочередными задачами здравоохранения являются:
- гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи и профилактическими услугами в учреждениях здравоохранения;
- первоочередная реконструкция действующих учреждений и строительство новых;
- обеспечение квалифицированными специалистами.
Учреждения культуры
Главной целью отрасли культуры на территории Хангиш-Юртовского сельского поселения является реализация государственной культурной политики, обеспечивающей свободный доступ граждан к культурным ценностям, свободу творчества и участия в культурной жизни.
На территории поселения свою деятельность осуществляет библиотека и дом культуры.
Таблица 2.2.4.
Перечень объектов культуры
№ п/п |
Наименование |
Местоположение |
Вместимость |
1. |
МКУК «Дом культуры» |
ул.А.А. Кадырова,3 |
250 |
2. |
МКУК «Библиотека» |
ул. А.А. Кадырова,38 |
20 |
Для обеспечения доступности к услугам учреждений культуры в сельском поселении рекомендуется предусмотреть регулярное транспортное сообщение с интервалом движения не более 1 часа из населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры – в те населенные пункты, в которых действуют муниципальные учреждения культуры.
Для обеспечения доступности услуг организаций культуры для жителей населенных пунктов не имеющих стационарных учреждений культуры, рекомендуется предусмотреть обслуживание передвижным многофункциональным культурным центром – 1 транспортная единица на муниципальный район (исходя из требований законодательства о формировании границ муниципального района с учетом транспортной доступности в течении одного дня).
Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов должна предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением, либо, при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района, филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.
Согласно норматив обеспеченности библиотеками следующий: «Сельские массовые библиотеки при численности обслуживаемого населения: более 1 и до 2 тыс. населения – 6 – 7,5 тыс. ед. хранения на 1 тыс. чел.; более 2 и до 5 тыс. населения – 5 – 6 тыс. ед. хранения на 1 тыс. чел.».
С 01.01.2015 согласно ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация библиотечного обслуживания населения сельских поселений перешла в ведение муниципальных районов. В связи с этим, при разработке градостроительной документации планирование размещения библиотек для сельских поселений осуществляется на уровне СТП муниципального района.
Для учреждений культуры типа музей допускается иметь 1 объект на сельское поселение.
Для учреждений культуры клубного типа норматив обеспеченности: 150 мест на 1 тыс. чел. для сельского поселения с численностью населения от 1 до 2 тыс. чел.; 100 мест на 1 тыс.чел. для сельского поселения с численностью населения от 2 до 5 тыс. чел.
Объекты физической культуры и спорта
Физкультурно-спортивные сооружения сети общего пользования следует, как правило, объединять со спортивными объектами образовательных школ и других учебных заведений, учреждений отдыха и культуры с возможным сокращением территории. Площадь сооружений рекомендуется исходя из норматива 0,7–0,9 га на 1 тыс. чел. Обеспеченность спортивным залом и бассейном для поселения численностью населения от 2 до 5 тысяч человек рекомендуется 200 кв. м на тысячу человек для спортивного зала и 100 м2 для бассейна.
Таблица 2.2.4.
Перечень объектов физической культуры и спорта
№ п/п |
Наименование |
Местоположение |
занимаемая площадь кв.м. |
1. |
Спортзал при МБОУ СОШ |
пер.Терский,1а |
2000 |
В поселении спортивный зал имеется только в школы. Оборудование спортивного зала достаточное, находится в удовлетворительном состоянии. Поселение не имеет иных муниципальных спортивных объектов.
В период реализации программы прогнозируется тенденция небольшого роста численности населения, обусловленная созданием комфортных социальных условий для проживания граждан, в том числе молодых семей, что в свою очередь будет способствовать восстановлению процессов естественного прироста населения.
На территории Хангиш-Юртовского сельского поселения проживает 1035 человек, в том числе: трудоспособного возраста – 648 человек, дети до 18-летнего возраста – 206 человек. Динамика роста населения приведена в таблице:
Таблица 2.3.1.
Прогноз динамики численности населения Хангиш-Юртовского сельского поселения
(современное состояние по данным паспортов населённых пунктов)
№ п/п |
Наименование поселения |
Современное состояние, чел.(2017г.) |
Проектная численность населения, чел. |
|
Первая очередь 2022г. |
Расчетный срок 2031г. |
|||
1 |
Хангиш-Юртовское сельское поселение |
1035 |
1125 |
1305 |
Причинами роста численности населения являются естественный прирост населения.
Улучшение демографической ситуации является стратегической целью, решение которой имеет кардинальное значение для перспектив социально-экономического развития поселения.
В качестве мер, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности и общее улучшение демографической обстановки, относятся:
- поощрение более высокой рождаемости через экономические, социальные воздействия;
- применение мер адаптации в условиях сокращения и старения населения, а
именно принятие мер по созданию условий для продления трудовой деятельности и благополучной жизни пожилых людей, так как сохранение населения – одна из форм демографического роста;
- рост обеспеченности гарантированным жильем семей с детьми;
- совершенствование медицинского обслуживания матери и ребенка.
Основными направлениями экономического развития поселения является сельское хозяйство на базе существующих сельхозпредприятий и рекреационная деятельность, обусловленная хорошими природными ресурсами поселения.
Жилищный фонд Хангиш-Юртовского сельского поселения составляет 9,0тыс.кв.м. Структура жилищного фонда состоит из индивидуальной жилой застройки.
Средняя жилищная обеспеченность по Хангиш-Юртовскому сельскому поселению составляет 8,7 кв. м. на человека. Приоритетной задачей жилищного строительства на расчетный срок является создание комфортных условий с точки зрения обеспеченности современным инженерным оборудованием. В концепции территориального планирования Хангиш-Юртовского сельского поселения предусмотрено увеличение обеспеченности общей площади на расчетный срок строительства до 29,9 м2 на одного жителя.
Планируемые показатели могут быть достигнуты в основном за счет строительства индивидуальных жилых домов.
Для эффективного использования территории рекомендуется разработать проект планировки и проект межевания территории.
Градостроительная деятельность в границах муниципального образования Хангиш-Юртовское сельское поселение осуществляется в соответствии с генеральным планом до 2031 года (расчетный срок) с выделением первой очереди – 2021 г., документацией по планировке территории Хангиш-Юртовского сельского поселения.
При подготовке документации по планировке территории одним из основных условий является ее соответствие с утвержденным нормативом градостроительного проектирования. В обязательном порядке в границах проектирования осуществляется расчет необходимого количества объектов социальной инфраструктуры для обеспечения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры и предполагаемое размещение данных объектов в зависимости от нормативного радиуса доступности.
Обоснование предложений по развитию образования
Дошкольное образование
Как указано выше, уровень обеспеченности детей (от 1 до 6 лет) дошкольными учреждениями в сельских поселениях должен составлять 70% от численности детей дошкольного возраста. Для общеобразовательных учреждений – 100% от численности школьников.
Для достижения данного уровня обеспеченности в Хангиш-Юртовском сельском поселении необходимо иметь в дошкольных учреждениях 145 мест - на первую очередь и 160 мест - на расчетный срок.
Таблица 2.3.2.
Расчёт потребности в дошкольных учреждениях
№ п/п |
Учреждения образования |
Современное состояние, 2017 г. |
Первая очередь, 2021 г. |
Расчетный срок, 2031 г. |
11. |
Детские дошкольные, мест |
- |
145 |
160 |
Генеральным планом Хангиш-Юртовского сельского поселение предусмотрено строительство дошкольных учреждений, которые требуется включить в региональную или муниципальную программу по развитию образования.
Проблему нехватки мест можно решить также путем организации небольших семейных групп типа частного детского сада. Созданием дополнительных мест на базе общеобразовательных учреждений затруднено, так как учреждения не имеют свободных площадей.
В качестве приоритетных задач функционирования и развития системы дошкольного образования определены следующие задачи:
- создание условий для обеспечения дошкольного образования;
- обновление содержания дошкольного образования;
- укрепление материально-технической базы.
В целях реализации данных задач необходимо использовать следующие механизмы:
- развитие вариантных форм дошкольного образования на основе групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
- создание условий для организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, с целью выравнивания стартовых возможностей при переходе в школу;
- оказание адресной поддержки социально незащищенным категориям семей, имеющим детей дошкольного возраста;
- поддержание социально приемлемого уровня родительской платы.
Общее образование
При расчетном нормативе 120 мест на 1000 жителей, обеспеченность местами в общеобразовательных учреждениях Хагниш-Юртовского сельского поселения составляет 202 мест на 1000 жителей. Уровень транспортной доступности не превышает нормативный.
Таблица 2.3.3.
Расчёт потребности в школьных учреждениях
№ п/п |
Учреждения образования |
Современное состояние, 2017 г. |
Первая очередь, 2021 г. |
Расчетный срок, 2031 г. |
11. |
Общеобразовательные учреждения, мест |
210 |
200 |
210 |
Кроме этого, предложения по развитию образования предусматривают:
совершенствование образовательного процесса в муниципальных учреждениях образования;
кадровое обеспечение школы, создание условий для повышения квалификации педагогических кадров;
оснащение школ учебным оборудованием;
совершенствование системы дополнительного образования;
развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков;
стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы.
В системе образования, согласно соответствующим программам, предусматривается: обеспечение образовательных учреждений различным учебным оборудованием и спортинвентарем;
В здании школ, имеется своя котельная, подведены вода и канализация. Полностью оснащено сантехническим оборудованием. Крыша и подвал отвечают требованиям СанПиНов и пожарной безопасности. За школой закреплен участок земли, имеющий ограждение.
Обоснование предложений по развитию здравоохранения
В перспективе в здравоохранении должна быть продолжена работа по повышению качественной эффективности функционирования отрасли. Необходимо развитие таких перспективных форм стационарозамещающей медицинской помощи, как дневные стационары при амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Для достижения нормативных показателей рекомендуется расширение услуг существующих амбулаторно – поликлинических учреждений: увеличение проектного количества посещений и площади для оказания услуг. Площадь для оказания услуг в рамках нормативной обеспеченности недостаточная. Для достижения обеспеченности требуется проектный показатель посещений повысить до 270 посещений в сутки, увеличить площадь помещения Поликлиники, создать койко-места при учреждениях здравоохранения.
Основным принципом территориальной организации здравоохранения в перспективе является повышение уровня обеспеченности населения базовыми услугами здравоохранения и, в первую очередь, диагностическими услугами.
В перспективе в здравоохранении должна быть продолжена работа по повышению качественной эффективности функционирования отрасли, в частности, поэтапное реформирование сети учреждений здравоохранения, перераспределение части объемов медицинской помощи стационарного сектора в амбулаторный.
Догоспитальный этап должен расширяться, за счет роста числа посещений на одного жителя и совершенствования скорой и неотложной медицинской помощи. Для этого необходимы организационные преобразования на муниципальном уровне, переобучение кадров, материально-техническое переоснащение медицинских организаций. Необходимо предусмотреть повышение квалификации медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений через систему аттестации и сертификации.
Первоочередные направления развития здравоохранения Хангиш-Юртовского сельского поселения следующие:
укрепление и развитие материально-технической базы лечебно- профилактического учреждения;
укомплектование учреждения здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами;
обеспечение жильем медицинских работников;
повышение уровня и качества оказания населению медицинской помощи переориентация оказания медицинской помощи населению поселения на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованной госпитализации в круглосуточные стационары
Основными задачами в системе здравоохранения на период до 2031 года являются:
оказание качественной медицинской помощи и качественного лечения населения;
осуществление стабильного функционирования учреждения здравоохранения;
развитие общедоступной медицинской помощи для всех жителей поселения.
Обоснование предложений по развитию культуры и искусства
Библиотечное обслуживание населения
Организации культуры
По данным за 2017 г. в Хангиш-Юртовском сельском поселении функционирует библиотека и дом культуры, общей ёмкостью 270 мест. Книжный фонд библиотек насчитывает 0,8 тыс. экз. Книжный фонд в расчёте на 1000 жителей составляет 0,772 тыс. экземпляров, что ниже среднего нормативного показателя – 6 – 7,5 тыс. ед. на 1000 чел. населения. Таким образом, на перспективу можно говорить о необходимости увеличения и обновления книжного фонда.
Потребности в сфере досуга определяются возрастом, семейным положением, уровнем образования, исторически сложившимися национальными традициями и жизненным укладом.
Обоснование предложений по развитию физической культуры и массового спорта
На территории Хангиш-Юртовском сельского поселения расположено спортивное сооружение – спортивный зал при СОШ. Современная обеспеченность спортивными сооружениями не соответствует нормативным потребностям. Требуется расширение сети учреждений физической культуры и спорта, а так же её качественное совершенствование.
Таблица 2.3.4.
Нормативы потребности в учреждениях физической культуры и спорта
№ п\п |
Наименование норматива |
Единицы Измерения |
На 10 тыс. населения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Норматив единовременной пропускной способности |
тыс. чел. |
1,9 |
2. |
Норматив обеспеченности спортивными сооружениями: |
||
3. |
- спортивные залы |
тыс. м2 |
3,5 |
4. |
- плавательные бассейны |
м2 зеркала воды |
750 |
5. |
- плоскостные сооружения |
тыс. м2 |
19,5 |
Таблица 2.3.5
Расчет потребности в учреждениях физической культуры и спорта на перспективу
№ п\п |
Учреждения образования |
Ед. измерения |
Первая очередь (2022 г.) |
Расчетный срок (2031г.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Потребность единовременной пропускной способности |
тыс. чел. |
0,25 |
0,25 |
2. |
Потребность обеспеченности спортивными сооружениями: |
|||
3. |
- спортивные залы |
тыс. м2 |
0,46 |
0,46 |
4. |
-плавательные бассейны |
м2 зеркала воды |
98,5 |
98,5 |
5. |
- плоскостные сооружения |
тыс. м2 |
2,56 |
2,56 |
Предложения по развитию культурно-бытового обслуживания населения предусматривают создание оптимальных условий для спортивного и физического совершенства, укрепления здоровья граждан, приобщения к спорту различных групп населения.
Необходимость развития физической культуры и спорта требует совершенствование условий для занятия физической культурой и спортом, что предусматривает:
- реконструкцию существующих зданий и сооружений;
- строительство новых объектов, позволяющих расширить перечень проводимых
мероприятий и видов спортивных и физических занятий для населения;
- укрепление материально-технической базы.
В целях совершенствования системы культурно-бытового обслуживания и спорта необходимо осуществить оснащение спортивного зала современным спортивным оборудованием и инвентарем и организовать строительство детской площадки с устройством оборудования на территории Хангиш-Юртовского сельского поселения и стадиона для занятия населения массовыми видами спорта и физической культурой.
Деятельность органов местного самоуправления (сельского поселения) на систему объектов образования, здравоохранения не распространяется. Вопросы системы образования на территории Хангиш-Юртовского сельского поселения решаются органами местного самоуправления Гудермесского муниципального района.
Система объектов образования
Программа реализуется в соответствии со следующими законодательными и нормативными актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
- Требования предельной численности обучающихся, условиям размещения образовательных организаций, оборудованию и содержанию территорий, зданий, др. установлены нормами СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" ;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Государственная программа Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики на 2014 - 2020 годы", утверждённая Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19декабря 2013г. №342.
Система объектов здравоохранения
Нормативно - правовая база, необходимая для функционирования и развития социальной инфраструктуры Хангиш-Юртовского сельского поселения относящейся к системе здравоохранения, удовлетворяет требованиям обеспеченности и основывается на:
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2014 N 1294, от 28.08.2015 N 905; 906, от 27.02.2016 N 148);
- Государственная программа Чеченской Республики "Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2014 - 2020 годы", утверждённая Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19декабря 2013г. №348.
Система объектов культуры
К вопросам местного значения сельского поселения в области культуры относятся:
-создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов; (п. 7.2 введен Федеральным законом от 22.10.2013 N 284- ФЗ)
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; (п. 13 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ);
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; (п. 13.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ).
В области культуры действует нормативно – правовая база:
- Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;
- Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 327-ФЗ «О меценатской деятельности»;
- Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
- Государственная программа Чеченской Республики "Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике" на 2014 - 2018 годы, утверждённая Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19декабря 2013г. №336.
Система объектов физической культуры и массового спорта
К вопросам местного значения в области физической культуры и массового спорта относятся: обеспечение условий для развития на территории поселения, физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения. Перечисленные полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральном законе от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», При формировании местных бюджетов рекомендуется использовать Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 №1063-р «О Социальных нормативах и нормах», в котором рекомендованы социальные нормативы и нормы, в том числе по отрасли «физическая культура и спорт». Таким образом, имеющаяся и действующая в настоящее время нормативно- правовая база, как на федеральном, так и на муниципальном уровне позволяет обеспечить полноценное развитие инфраструктуры физической культуры и спорта на территории Хангиш-Юртовского сельского поселения, а также способствует комплексному решению вопросов, связанных с распространением стандартов здорового образа жизни. Кроме того, в отношении всех объектов социальной сферы действуют целевые программа:
- Государственная программа Чеченской Республики "Развитие физической культуры и спорта в Чеченской Республике" на 2014 - 2018 годы, утверждённая Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19декабря 2013г. №338.
Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры Хангиш-Юртовского сельского поселения (сгруппированные по видам объектов социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей.
Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры Хангиш-Юртовского сельского поселения в сфере образования
№ п/п |
Наименование мероприятия (инвестиционного проекта) |
Местоположения |
Технико-экономические параметры |
Сроки реализации |
Наименование Программы, в которую включено (планируется включить) мероприятие (инвестиционный проект) |
Ответственный исполнитель |
1 |
Строительство детского сада на 160 мест |
с.Хангиш-Юрт |
Строительство детского сада для обеспечения нормативной обеспеченности в учреждениях дошкольного образования |
2019г. |
Государственная программа Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики на 2014 - 2020 годы", утверждённая Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19декабря 2013г. №342. |
Администрация Гудермесского района |
1.1. |
Проектные работы |
Проектные работы: разработка исполнительной и рабочей документации, инженерные изыскания, проектно-сметной документации |
2019г. |
|||
1.2. |
Строительство детского сада на 160 мест |
с.Хангиш-Юрт |
Строительство детского сада для обеспечения нормативной обеспеченности в учреждениях дошкольного образования |
2019г. |
Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры Хангиш-Юртовского сельского поселения в сфере здравоохранения
№ п/п |
Наименование мероприятия (инвестиционного проекта) |
Местоположения |
Технико-экономические параметры |
Сроки реализации |
Наименование Программы, в которую включено (планируется включить) мероприятие (инвестиционный проект) |
Ответственный исполнитель |
2. |
Строительство и ввод в эксплуатацию аптеки |
с.Хангиш-Юрт |
Строительство аптеки для обеспечения нормативной обеспеченности в учреждениях здравоохранения |
2022г. |
Государственная программа Чеченской Республики "Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2014 - 2020 годы", утверждённая Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19декабря 2013г. №348. |
Администрация Гудермесского района |
Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры Хангиш-Юртовского сельского поселения в сфере физической культуры и спорта
№ п/п |
Наименование мероприятия (инвестиционного проекта) |
Местоположения |
Технико-экономические параметры |
Сроки реализации |
Наименование Программы, в которую включено (планируется включить) мероприятие (инвестиционный проект) |
Ответственный исполнитель |
1. |
Разработка ПСД под строительство детской площадки с устройством оборудования |
с.Хангиш-Юрт |
Проектные работы в соответствии с требованиями к нормативно-технической документации |
2019г. |
Государственная программа Чеченской Республики "Развитие физической культуры и спорта в Чеченской Республике" на 2014 - 2018 годы, утверждённая Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19декабря 2013г. №338. |
Администрация Гудермесский района |
1.1. |
Строительство детской площадки с устройством оборудования на территории |
с.Хангиш-Юрт |
Оборудование детской площадки на основании разработанной ПСД |
2020г. |
||
2 |
Разработка ПСД под строительство стадиона |
с.Хангиш-Юрт |
Строительство и оборудование стадиона на основании ПСД |
2025г |
Государственная программа Чеченской Республики "Развитие физической культуры и спорта в Чеченской Республике" на 2014 - 2018 годы, утверждённая Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19декабря 2013г. №338. |
Администрация Гудермесский района |
2.1. |
Выделение земельного участка, межевание, оформление в собственность под строительство стадиона в границах населенного пункта |
с.Хангиш-Юрт |
Отвод и оформление земли в собственность в соответствии с требованиями градостроительной документации |
2025г. |
Администрация Гудермесский района |
|
2.2. |
Строительство стадиона в границах населенного пункта |
с.Хангиш-Юрт |
Строительство и оборудование стадиона на основании ПСД |
2026г |
Администрация Гудермесский района |
Таблица 4.1. Объемы и источники финансирования инвестиционных проектов по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры Хангиш-Юртовского сельского поселений в области образования
№ п/п |
Наименование мероприятия (инвестиционного проекта) |
Источник финансирования |
Объем финансирования по годам, тыс.руб |
Всего, тыс.руб |
|||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2022-2031 |
||||
1. |
Строительство детского сада на 160 мест |
Республиканский бюджет |
150000,0 |
150000,0 |
|||||
1.1. |
Проектные работы |
Республиканский бюджет |
|||||||
1.2. |
Строительно-монтажные работы |
Республиканский бюджет |
Таблица 4.2. Объемы и источники финансирования инвестиционных проектов по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры Хангиш-Юртовского сельского поселений в области здравоохранения
№ п/п |
Наименование мероприятия (инвестиционного проекта) |
Источник финансирования |
Объем финансирования по годам, тыс.руб |
Всего, тыс.руб |
|||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2022-2031 |
||||
1. |
Строительство и ввод аптеки |
Бюджет района |
800,0 |
800,0 |
Таблица 4.3. Объемы и источники финансирования инвестиционных проектов по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры Хангиш-Юртовского сельского поселений в области физической культуры и массового спорта
№ п/п |
Наименование мероприятия (инвестиционного проекта) |
Источник финансирования |
Объем финансирования по годам, тыс.руб |
Всего, тыс.руб |
|||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2022-2031 |
||||
1 |
Разработка ПСД под строительство детской площадки с устройством оборудования |
Республиканский бюджет Районный бюджет |
15000,0 |
15000,0 |
30000,0 |
||||
1.1. |
Строительство детской площадки с устройством оборудования |
Республиканский бюджет Районный бюджет |
|||||||
2 |
Разработка ПСД под строительство стадиона |
Республиканский бюджет Районный бюджет |
250000,0 |
250000,0 |
|||||
2.1. |
Выделение земельного участка, межевание, оформление в собственность под строительство стадиона в границах населенного пункта |
Республиканский бюджет Районный бюджет |
|||||||
2.2. |
Строительство стадиона в границах населенного пункта |
Республиканский бюджет Районный бюджет |
Таблица 5.1.
№ п/п |
Наименование целевых индикаторов |
Ед. измерения |
Значения целевого индикатора по годам |
||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2022-2031 |
|||
1 |
Обеспеченность нормативной потребности населения в учреждениях образования, в том числе: |
||||||||
1.1. |
Обеспеченность нормативной потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях |
Мест/1000 человек |
0 |
0 |
154 |
154 |
154 |
154 |
154 |
1.2. |
Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, обеспеченных дошкольными учреждениями |
% |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.3. |
Обеспечение нормативной потребности населения в общеобразовательных учреждениях |
Мест/1000 человек |
202 |
202 |
202 |
202 |
202 |
202 |
202 |
1.4. |
Доля детей школьного возраста, обеспеченных ученическими местами для занятий в школе в одну смену |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Обеспечение нормативной потребности населения в объектах здравоохранения, в том числе: |
||||||||
2.1. |
Обеспечение нормативной потребности населения в аптечных пунктах |
Шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2.2. |
Обеспечение нормативной потребности населения в койко-местах |
Койко-день/1 человек в год |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.3. |
Вместимость стационаров |
Койко-мест |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. |
Обеспечение нормативной потребности населения в объектах культуры, в том числе: |
||||||||
3.1. |
Обеспечение нормативной потребности населения в учреждениях клубного типа |
Мест/1000человек |
260 |
260 |
260 |
260 |
260 |
260 |
260 |
3.2. |
Обеспечение нормативной потребности населения в музеях |
1шт/ поселения |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.3. |
Вместимость клубов |
Мест |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
3.4. |
Вместимость библиотек |
мест |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
4. |
Обеспечение нормативной потребности населения в объектах физической культуры и массового спорта, в том числе: |
||||||||
4.1. |
Обеспечение нормативной потребности в плоскостных сооружениях |
Кв.м/1000 человек |
122 |
122 |
122 |
122 |
122 |
122 |
392,9 |
4.2. |
Обеспечение потребности в детских площадках |
кол |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
При реализации Программы ожидаются следующие результаты:
- повышение качества, комфортности и уровня жизни населения Хангиш-Юртовского сельского поселения; - обеспеченность граждан жильём;
- нормативная доступность и обеспеченность объектами социальной инфраструктуры жителей поселения в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и массового спорта;
- сохранение культурно-исторического наследия на территории поселения.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по итогам ежегодного выполнения Программы ответственными исполнителями.
Целью и задачами оценки эффективности реализации Программы являются выявление соответствия выполнения программных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры установленным в Программе параметрам и нормативам градостроительного проектирования, своевременное выявление и корректировка отклонений от утвержденных целей и задач Программы.
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе анализа выполнения программных мероприятий и достижения значений целевых индикаторов Программы и определяется при достижении целевых индикаторов в соответствии с таблицей 5.1.
Своевременное внесение изменений в нормативы градостроительного проектирования на основании постоянного мониторинга изменений регионального и федерального законодательства. Информационное обеспечение Программы осуществляется путем проведения целевого блока мероприятий в средствах массовой информации. Предусматриваются пресс-конференции, подготовка периодических публикаций в прессе о ходе реализации Программы, серии репортажей о проведении отдельных мероприятий Программы При необходимости финансового обеспечения реализации мероприятий, установленных Программой комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования Хангиш-Юртовское сельское поселение, необходимо принятие муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления средств, необходимых для реализации программных мероприятий.
Целесообразно принятие муниципальных программ либо внесение изменений в существующие муниципальные программы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения Хангиш-Юртовского сельского поселения.